Колбанова Мария Тимофеевна

 

kolbanova

Родилась в 1945 году в п. Ключи Столбовского сельсовета Каменского района Алтайского края. Закончила 7 классов Столбовской неполной средней школы, затем, в 1964 году - Каменское педучилище. Работала учителем Бирючинской начальной школы Панкрушихинского района, с 1971 года - учителем начальных классов Зятьковской средней школы. Заочно окончила Барнаульский пединститут. Отличник народного просвещения, имеет квалификацию «учитель-методист».

В 1989 году М.Т. Колбановой присвоено почётное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Живёт и работает в с. Зятьково.

По материалам книги Скабёлкина П.Я.
"Страницы истории Панкрушихинского района"

Учитель – самая главная профессия на селе (о коллеге – заслуженном учителе школы РСФСР Колбановой Марии Тимофеевне)

Главное в работе учителя – научить детей учиться, развивать их ум, воображение, речь, научить их высказывать своё мнение и, конечно, уметь это мнение отстоять. Именно эти качества старается Мария Тимофеевна формировать у ребят. Она проводит прекрасные уроки, на которых параллельно с работой по формированию навыков грамотного письма, по обучению детей выразительному чтению, развивает у них личностные качества самооценки, взаимопомощи и взаимоконтроля. У неё своя методика работы над сочинениями. Дети стараются прочитать обязательные произведения художественной литературы на тему будущего сочинения. Вместе с Марией Тимофеевной ребята делают различные заготовки будущего сочинения – рабочий материал. И поэтому сочинения ребят и изложения не бывают одинаковыми. Мария Тимофеевна давно использует приём комментирования на уроках русского языка. Многое для своей работы она брала из рекомендаций С. Лысенковой и В. Шаталова. Дети, которых она учила, были коллективистами, у них хорошо была налажена взаимопомощь.

Интересен подход Марии Тимофеевны к оценке детских творческих работ и к дальнейшему обучению ребят связной речи. Оценивая работы, она умеет найти для каждого слова одобрения. Одних она хвалит за точность описания, других – за умелое использование эпитетов, третьих – за умение выделить самую главную мысль или за умение связать грамотно отдельные части текста. В процессе обучения Мария Тимофеевна развивает самостоятельность мысли детей, создаёт такую атмосферу на уроках, при которой дети испытывают радость познания, удовлетворение от умственного труда, от самого процесса поиска ответа на вопрос, поставленный учителем. Она помогает ребятам нравственно относиться к окружающему миру, уделяя много внимания вопросам экологического воспитания.

Все, кто бывали на уроках Марии Тимофеевны, отмечают, что каждый урок она старается провести живо и интересно, вовлечь в процесс изучения нового каждого ученика. Уроки её отличаются тщательной и продуманной организацией, всегда носят воспитательный характер. Много времени она уделяет индивидуальной работе с детьми, формированию у них серьёзного отношения к учёбе. Ни одна минута на уроке не проходит впустую. Мария Тимофеевна старается создать условия для активного обучения всех учащихся. Материал объясняет доступным языком. Своим опытом она щедро делится на заседаниях методического объединения учителей начальных классов, которым она руководила в течение нескольких десятков лет.

В классе у неё, как правило, царит дух доверия. И всё потому, что тон учительницы доверительный, откровенный. Марию Тимофеевну невозможно увидеть раздражённой, сердитой. Она всегда уравновешенна, искренна. Ребята знают, что их учительница всегда в трудную минуту придёт на помощь. Успехи Марии Тимофеевны в учебно-воспитательном процессе объясняются ещё и тем, что она устанавливала добрые и деловые отношения с родителями ребят. На родительских собраниях, в индивидуальных беседах она умело проводила родительский всеобуч, вооружая родителей своими знаниями и умениями. Конфликты, упрёки были исключены. Самое главное, чем она пользовалась – это совет, взаимный поиск решений.

38 лет отдала Мария Тимофеевна школе, и нет, по её мнению, более нужной и интересной профессии, чем учительская. Требовательная к себе и учащимся, она следит за каждым из своих воспитанников. В своей работе учительница опирается на важнейшую, по мнению В. Сухомлинского, заповедь: «первые прикосновения ума и чувства ребёнка к окружающему миру должны быть нежными и ласковыми. Доброта – это тончайшие и могучие корешки, которые питают дерево детской радости. Доброта делает ребёнка воспитанным, способным поддаваться воспитательному влиянию коллектива».

Любое дело оценивается по конечному результату. Так же и работа учителя. Как её оценить? Конечно, по отзывам учителей-предметников, родителей, администрации и коллег – учителей начальных классов. Среди её выпускников – люди самых разных профессий. Её помнят и любят, ей присылают письма, поздравительные телеграммы и часто звонят. Что помогло ей снискать такую любовь и уважение? Первое, на мой взгляд, – это искренняя, неподдельная любовь к детям, любовь созидательная. Всё началось с далёкого детства, когда она впервые попробовала себя в роли отрядной вожатой. Потом – учёба в Каменском педучилище, где она окончательно поняла, что забота о детях, особенно младшего возраста, является не только обязанностью, но и доставляет радость и большое удовольствие. Всё последующее время – продолжение образования в Барнаульском государственном педагогическом институте, совершенствование своего мастерства ради ясной и чёткой цели – сделать процесс обучения для ребят радостным. Второй источник – это её педагогическое мастерство. Думаю, что главное здесь – это процесс общения в совместной деятельности, использование достижений методики преподавания и опыта других учителей, и собственное творчество. В 1980 году ей присвоили звание «Отличник народного просвещения», а в 1986 – «Заслуженный учитель школы РСФСР». У Марии Тимофеевны за время работы сложился свой педагогический почерк. Мария Тимофеевна использует разнообразные формы и приёмы работы. А это оживляет учебный процесс, поддерживает у детей внимание и интерес. Любой вид работы является продолжением предыдущего. Огромное внимание она всегда уделяет использованию технических средств обучения.

Мария Тимофеевна – учитель-новатор. Именно она первой в районе начала работать с шестилетками. Это был не только интересный, но и очень ответственный эксперимент. Вопрос о начале обучения тогда приобрёл определённое значение. Мария Тимофеевна должна была довести до сознания родителей тот факт, что если ребёнок не готов к обучению по уровню своего развития или по состоянию здоровья, то лучше отдать его с 7 лет. Тогда в районе отсутствовал опыт работы с шестилетками в школьных условиях, и ей потребовалось переработать много материала по психологии, педагогике и методике. Немало интересного в методику проведения уроков внесла и она сама. В 1987 году Мария Тимофеевна представляла Алтайский край на 7 съезде учителей, а в 1989 году ей присвоено звание «Учитель-методист». Хочется рассказать ещё об одной грани таланта Марии Тимофеевны. Она хорошо поёт, и поэтому в течение 30 лет занималась в женской вокальной группе при сельском Доме культуры. Эта вокальная группа неоднократно являлась победительницей районных смотров.

Мария Тимофеевна – замечательная мама, бабушка и прабабушка. Её большого сердца хватает на всех.

Она пользуется уважением среди односельчан, поэтому неоднократно избиралась в товарищеский суд при Зятьковском сельском совете. Со своими бедами к ней по-прежнему обращаются односельчане, и она старается всем помочь.

А.И.Горкальцева, Л.И.Пажина